Врачевание в Древней Руси

Прежде всего в Древней Руси была востребована народная медицина. Она применяла лекарства, приготовленные из растений: полыни, подорожника, крапивы, багульника, бодяги, листьев березы, цвета липы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена и березового сока. Что касается лекарств животного происхождения, то надо прежде всего упомянуть мед, сырую печень трески, кобылье молоко и панты оленя. Лечебные средства минерального происхождения использовались также часто. Растертый в порошок хризолит принимали внутрь при болях в животе. Женщины носили украшения из яхонта для облегчения родов. Широко использовались лечебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, «серного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы. Целебные свойства «кислой воды», до сих пор носящей древнее название нарзан, что означает «богатырь-вода», тоже не прошли мимо внимания наших предков.

В «Русской Правде», древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, составленном в первой четверти XI века, говорится о народных врачевателях — лечцах. Свои познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение.

Впоследствии опыт народной медицины был описан во множестве травников и лечебников, которые преимущественно были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности. Многие из этих книг были утрачены во время войн и иных бедствий. До сегодняшнего времени сохранилось чуть более 250 древнерусских травников и лечебников.

Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры — первого русского монастыря, основанного в первой половине XI века в окрестностях Киева и взявшего свое название от пещер (печер), в которых когда-то жили монахи. В лавру приходили раненые и больные со всей Руси. Для тяжело больных при монастыре были выделены специальные помещения, которые и назывались "больницами". Некоторые древнерусские монастырские больницы были также центрами просвещения: там обучали медицине, собирали и хранили греческие и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей с иноземных языков монахи дополняли их знаниями, основанными на собственном опыте. Монастырские хроники приводят первые сведения о врачебной этике в древней Руси: лечец обязан быть образцом человеколюбия, доходящего до самопожертвования ради больного, уметь определять болезнь по пульсу и внешнему виду больного.

Изначально в древней Руси врачевание не было церковной монополией: кроме монастырской практиковалась и мирская — более древняя народная медицина. Но языческие врачеватели (ведуны и ведуньи) были объявлены служителями дьявола и, как правило, подвергались преследованиям.

Популярной книгой в XI веке был «Изборник Святослава». Переведенный с греческого в Болгарии, он дважды переписывался на Руси для сына Ярослава Мудрого князя Святослава, по имени которого получил свое название. «Изборник» представлял собой некое подобие энциклопедии. В нем, кроме прочего, описаны некоторые болезни и соответствующие тому времени представления об их причинах, лечении и профилактике, даны советы по питанию и гигиене, в частности, даны рекомендации содержать тело в чистоте, регулярно мыться.

В этой книге говорится о лечцах-резалниках, которые являлись предшественниками хирургов. Они умели «разрезать ткани», ампутировать конечности, иные больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания с помощью раскаленного железа, лечить повреждения травами и мазями. Описаны ножи для рассечения и врачебные точила. Также в «Изборнике» описаны недуги, перед которыми врачеватели того времени были бессильны.

В древнерусской литературе XII века содержатся сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, которые умели делать массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.

По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство в X—XIV веках опережало страны Западной Европы. При археологических раскопках древнего Новгорода были найдены документы, датируемые 1346 годом, в которых сообщается о наличии в городе больниц для гражданского населения и о специалистах-алхимиках, занятых в приготовлении лекарств. На территории древнего Новгорода открыты многоярусные, содержащие до 30 настилов деревянные мостовые X—XI веков, более специальных 2100 построек с предметами гигиенического обихода, гончарные и деревянные водосборники и водоотводы — одни из наиболее древних в Северной Европе. К примеру, в Германии водопровод был сооружен только в XV веке, а первые мостовые были положены в XIV веке.

Русская паровая баня в те годы являлась средством врачевания. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. И поэтому она использовалась не только по прямому назначению, но и как место, где принимали роды, в первое время ухаживали за новорожденными, вправляли вывихи, проводили кровопускания, делали массаж, лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными средствами при заболеваниях кожи.

В средние века Европа страдала от опустошительных эпидемий. В русских летописях также приведены ужасные картины небывалых эпидемий чумы и иных заразных болезней – на Руси их называли «мором», «моровым поветрием» или «повальными болезнями». В 1092 году в Киеве «многие человеки умирали различными недугами». В центральной части Руси «в лето в 6738 (1230 год)... бысть мор в Смоленске, створиша 4 скуделницы в дву положишь 16000, а в третью 7000, а в четвертую 9000. Се же зло бысть по два лета. Того же лета бысть мор в Новгороде: от глада. И иныи люди резаху своего брата и ядаху». Гибель десятков тысяч жителей Смоленска говорит о том, что болезнь была очень заразной и сопровождалась высокой смертностью. Та же летопись сообщает о «великом море» на Руси в 1417 году: «..мор бысть страшен зело на люди в Великом Новгороде и в Пскове, и в Ладозе, и в Руси».

Народ верил, что моровые поветрия происходят под влиянием сверхъестественных сил, положения звезд, из-за гнева богов или перемены погоды. Непонимание того факта, что грязь и нищета представляют опасность, приводило к пренебрежению правилами гигиены, усиливало распространение эпидемий и следующий за этим голод.

Самое большое количество эпидемий на Руси происходило в период монголо-татарского ига, длившийся с 1240 по 1480 годы. Монголо-татарское нашествие разорило русские земли, а также государства Средней Азии и Кавказа. Длительное угнетение и разорение страны Золотой Ордой повлекло последующее отставание Руси в своем развитии от стран Западной Европы. В то время одним из центров русской медицины был Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 году и не подвергавшийся вражескому нашествию. В начале XV века в стенах монастыря монах Кирилл Белозерский перевел с греческого языка комментарии Галена к «Гиппократову сборнику». При монастыре существовало несколько больниц. В настоящее время одна из них реставрирована и охраняется как памятник архитектуры.